Дело Сербинова: банк «Снежинский» потерял 1 миллиард

В конце прошлого года челябинские силовики возбудили уголовное дело об особо крупном мошенничестве с использованием служебного положения по факту хищения 1 млрд рублей в банке «Снежинский». Похищенные финансы были предоставлены кредитному учреждению в рамках господдержки для погашения ипотек многодетными семьями.
Имена фигурантов, если таковые установлены, пока не озвучиваются следствием. Тем не менее, известно, что основным акционером «Снежинского» является Игорь Сербинов, в 1996-2001 гг. занимавший пост заместителя губернатора Челябинской области Петра Сумина и получивший прозвище «кошелька» главы региона. С именем Сербинова связан ряд громких скандалов, в том числе, криминального характера.
В частности, челябинские СМИ возлагали на него ответственность за банкротство в декабре 2011 года завода «Станкомаш» – крупнейшего предприятия Уральского ВПК, советом директоров которого с апреля 2002-го руководил Сербинов. Процедура банкротства сопровождалось возбуждением в отношении экс-чиновника уголовного дела о злоупотреблении полномочиями. Тогда Сербинов реализовал криминальную схему с участием подконтрольных ему коммерческих структур, сумев не только получить от государства возврат НДС в размере свыше 7 млн рублей, но и отсудить у «Станкомаша» более 78 миллионов, сославшись на фиктивный договор хранения продукции.
В челябинской прессе появлялись публикации о странной смерти главного бухгалтера завода Венеры Титовой, входившей в команду Сербинова еще в его бытность вице-губернатором, а также исчезновении из областного Минфина целого ряда важных документов. В конце 2012 года в «Снежинском» проводилась проверка Центробанка на предмет оттока клиентов при одновременном наращивании кредитного портфеля. Эксперты делали неутешительные прогнозы вплоть до отзыва лицензии, но официально никаких нарушений регулятор не выявил.
В последние несколько лет клиенты все чаще жалуются на неудовлетворительную работу банка, а специализированный портал «Banki.Ru» фиксирует снижение ряда основных показателей «Снежинского». Расследование дела о миллиардном хищении госсубсидий грозит банку окончательной потерей доверия жителей региона, а его акционерам и топ-менеджерам – тюремными сроками.
Из банка «Снежинский» похитили миллиард
В Челябинской области силовики продолжают расследование уголовного дела об особо крупном мошенничестве с использованием служебного положения по факту хищения 1 млрд рублей в банке «Снежинский». «Коммерсант» уточняет, что речь идет о денежных средствах, предоставленных кредитному учреждению в рамках господдержки многодетных семей для погашения ипотечных займов. В конце прошлого года сотрудники ФСБ и Следкома провели обыски в головном офисе банка и по местам жительства руководства.
СМИ акцентируют внимание на личности основного владельца «Снежинского»: таковым является Игорь Сербинов (ему принадлежат 45,4%акций), в 1996-2001 гг. бывший заместителем челябинского губернатора Петра Сумина. Также в число акционеров входят Вячеслав Воронин (17% акций), Эльвира Инсарская (почти 14,9%), Владислав Егоров (9,5%), Елена Воронина (4,99%), Лариса Сербинова (4,59%), менее 2% акций – у Валерия Чернышева и предправления банка Федора Богданчикова.
Читайте ещё:Суд в Петербурге вынес приговор бывшим совладельцам обанкротившейся сети «Юлмарт»
Из официальной информации на сайте учреждения следует, что оно было создано в начале 1991 года для поддержки конверсионных программ оборонной отрасли. Инициатором создания банка выступил Всесоюзный научно-исследовательский институт технической физики (сегодня – РФЯЦ-ВНИИТФ), прорабатывавший соответствующий вопрос по поручению Министерства среднего машиностроения.
Учитывая, что «Снежинский» входит в пятерку региональных банков, имеющих право получать на спецсчета средства по программам «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» и «Предоставление работникам бюджетной сферы социальных выплат на приобретение или строительство жилья», источники миллиардных хищений вряд ли нуждаются в дополнительных комментариях.
Мастер финансовых афер Игорь Сербинов
В челябинской прессе можно найти публикации о целом ряде финансовых скандалов, в которых фигурировал «Снежинский». Например, в 2010 году сетевое издание «Челябинск сегодня» сообщалоо «многомиллионных махинациях» в ОАО«Станкомаш» – крупнейшем предприятии Уральского ВПК, советом директоров которого с апреля 2002 года руководил вышеупомянутый Игорь Сербинов (причем издание называет его «бывшим главным финансистом команды»на тот момент уже экс-губернатора Петра Сумина).
Примечательно, что еще раньше Сербинов входил в число совладельцев «Промстройбанка» (ПСБ), признанного банкротом в 1999 году, но в 1996-м активно участвовавшего в финансировании избирательной кампании Сумина. В 2002-м, вскоре после ухода Сербинова из областной администрации, силовики возбудили уголовное дело по факту причинения имущественного ущерба региональному бюджету с использованием векселей «Снежинского».
Портал «Челябинск сегодня» писал о махинациях в сфере реализации бюджетных финансов с помощью долгосрочных векселей, выдаваемых в банке бюджетополучателям. При этом издание ссылалось на источники в ОБЭП, по словам которых,«некто долгие годы абсолютно безнаказанно «отбивал» областной бюджет через банк «Снежинский» прикрываясь своей ролью «кошелька команды»губернатора.
Кто являлся этим «кошельком» – догадаться не сложно. Уже в 2011 году Сербинов стал фигурантом уголовного дела о злоупотреблении полномочиями. Криминальная история была связана с решением о продаже недостроенного корпуса «Станкомаша» за 150 млн рублей «Челябинскому электрометаллургическому комбинату». Тогда Сербинов попросил директора Анатолия Тарасова указать в договоре купли-продажи сумму в 102 миллиона, а остальные 48 миллионов оставил у себя и обязался вернуть по первому требованию.
Дальнейшее развитие событий областное издание «Губерния» описывало следующим образом. Когда через год Тарасов потребовал от Сербинова вернуть оставшуюся часть суммы, тот согласился, при условии реализации следующей схемы. «Станкомаш» этими деньгами расплатится с ОАО «Челябэнерго», рассчитавшись с ООО «Карго», выкупившим долги «Станкомаша» у «Челябэнерго» на сумму 22 млн рублей. Также «Станкомаш» рассчитается с банком «Снежинский» по договору факторинга на 23 миллиона.
Сам Тарасов якобы считал, что таким образом он погасит задолженность перед «Челябэнерго» и «Снежинским». Хитроумный Сербинов предложил оформить передачу денежных средств через составление фиктивного договора купли-продажи фонтанной арматуры, а деньги перевести на счет подконтрольного ему же ООО «Рим». Вследствие реализации схемы, «Рим» обманным путем получил от государства возврат НДС в размере свыше 7 млн рублей.
Дальше – больше. Сербинов обратился в арбитраж с иском о взыскании со «Станкомаша» 92 миллионов в рамках договора об ответственном хранении продукции компании «Рим», хотя таковая на хранение не передавалась. Тем не менее, суд постановил взыскать с ответчика более 78 млн рублей. Известно, что в 2010 году в возбуждении уголовного дела было отказано по причине смерти директора ООО «Рим» Г. Гаврилова. Что касается дела о злоупотреблении полномочиями от 2011 года, то, как пишет «Коммерсант», о результатах его расследования ничего не сообщалось.
Читайте ещё:Суд отменил решение по делу о шлаках с содержанием хрома Серовского завода
Бухгалтер скончалась, «Станкомаш» обанкрочен
А в конце 2012 года в «Снежинский» нагрянули проверяющие из Центробанка: из публикаций в прессе следовало, что аудиторов интересовало, каким образом при оттоке клиентов банк ухитряется наращивать свой кредитный портфель. В самом учреждении заявляли о плановом характере проверки, аналитики были настроены на худшее развитие сценария вплоть до отзыва лицензии. Но вопреки ожиданиям, никаких существенных нарушений по итогам ревизии выявлено не было.
Стоит заметить, что за несколько месяцев до проверки в публикации портала «Челябинск сегодня» с говорящим названием «Зачистка свидетеля: южноуральский вариант» рассказывалось о подозрительной на взгляд авторов смерти главного бухгалтера «Станкомаша» Венеры Титовой, входившей в команду Сербинова еще в его бытность вице-губернатором в правительстве Петра Сумина. Учитывая, что на момент ухода Титовой из жизни расследование дела, фигурантом которого являлся Сербинов, продолжалось, главбух должна была стать одним из ключевых свидетелей. Должна была, но не стала.
При этом именно Титова до июля 2003 года руководила отделом государственного долга главного финансового управления правительства Челябинской области, где принимались решения о списании колоссальных кредитов, выданных, в том числе компаниям, аффилированным с Сербиновым. По странному совпадению, одновременно со смертью Титовой вскрылось отсутствие целого ряда важных документов в областном Министерстве финансов. Как писал «Челябинск сегодня»: «Зачистка была проведена своевременно. Силовики как всегда не поспевают за нашей энергичной мафией...»
На фоне такого почти детективного сюжета судебные разбирательства2014 года между прокуратурой Миасса и Игорем Сербиновым, перекрывшим сплошным забором доступ гражданам к берегу озера Тургояк, выглядят сущим пустяком. Кстати, надзорное ведомство добилосьот экс-чиновника исполнения предъявленных ему требований.
Чтобы закрыть тему «Станкомаша» добавим только, что в декабре 2011 года Арбитражный суд Челябинской области признал некогда успешное предприятие банкротом, открыв в отношении завода, чья кредиторская задолженность оценивалась в 2 млрд рублей, процедуру конкурсного производства. В 2015-м на его площадке Промышленная группа «КОНАР» бизнесмена Валерия Бондаренко основала одноименный индустриальный парк. Но это, как говорится, совсем другая история. Издание же «Губерния» посвятило материал «Кто угробил Станкомаш? Знакомьтесь, личность известная!» именно Игорю Сербинову.
Клиенты – недовольны, показатели – снижаются
«Погрев руки» на заводских финансах, непотопляемый Сербинов решил поживиться на господдержке многодетных семей, но привлек внимание силовиков. Чем закончится расследование дела о хищении миллиарда из банка «Снежинский» – покажет будущее. Видимо, банкир рассчитывает снова выйти сухим из воды?
Между тем, на специализированных сайтах и форумах можно найти диаметрально противоположные отзывы от клиентов «Снежинского»: от прямо-таки рекламно-восторженных до жестко критических. Вот, например, какими впечатлениями делятся пользователи портала «1000bankov»:
«Ужасный банк. Не связывайтесь. Несколько месяцев назад погасили ипотеку, обременения снять не могут... Плевать они хотели на закон РФ об ипотеке, в котором русским языком написано, незамедлительно обязан банк направить документы на снятие!»
«Плохо все! Обслуживание, банкоматы. Сотрудницы работают хамки. Банкоматы сломаны постоянно. Интернет банк – это отдельный ужас. Приложения нет. Переводы по 7 дней, с огромными комиссиями».
Похожие комментарии можно встретить на сайте «FinsBer»: «Не рекомендую данный банк юридическим лицам!» «Сотрудники – непорядочное хамло!» «Никогда не кладите свои деньги в этот банк». «Ужасное обслуживание. Никакой ориентированности на клиента». «На сроки наплевать! На клиентов тоже!» «Сервис ниже плинтуса» и т.д.
Но дело не только в реакции клиентов на неудовлетворительное оказание услуг. Так, согласно показателям деятельности «Снежинского» на специализированном портале «Banki.Ru», с января 2024-го по январь 2025 года стоимость нетто-активов кредитного учреждения снизилась более чем на 524,4 млн рублей; объем вкладов физлиц снизился на 74,2 миллиона, средства предприятий и организаций – на 322,2 миллиона. На 1,1 млрд рублей сократились инвестиции в ценные бумаги.
Похоже, граждане и предприятия все реже доверяют свои финансы банку господина Сербинова. Что касается сегодняшнего расследования миллиардной аферы, лишившей господдержки тысячи челябинских семей, то оно способно не только окончательно подорвать доверие жителей региона к «Снежинскому» со всеми вытекающими отсюда последствиями, но и привести его акционеров и топ-менеджеров прямиком на скамью подсудимых.
Распечатать